Главная » Файлы » Конкурс "Точки роста" » Материалы конкурса "Точки роста"

Проект "Кубок Воробьёвых гор по интеллектуальным играм для школьников"
[ · Скачать удаленно (46,5 Мб) ] 10.05.2017, 15:06

Номинация: Неформальное образование и образовательный досуг

Несколько слов о «Кубке Воробьевых Гор»
    «Кубок Воробьевых Гор» - традиционный турнир, который проводится в стенах Дворца Пионеров уже не один год. Мне посчастливилось участвовать в играх клуба три сезона, и даже однажды «поднять кубок над головой». Поэтому когда заходит речь о том, что игры Кубка могут перестать проводиться, я не могу не сказать несколько слов в защиту одного из моих любимых турниров, который стал особенным не только для меня, но и, уверен, для всей моей команды.
    Дело в том, что это соревнование обладает фактически уникальным для школьного уровня форматом - оно, во-первых, рассчитано на целый год; во-вторых, ведется серьезная статистическая работа, в-третьих, По аналогии с элитарным клубом организаторы предлагают импровизированные весенние, осенние, зимние серии игр, делая их тематическими, вероятно, для того, чтобы привлечь внимание более молодых участников. За годы, что я провел в Клубе формат соревнований менялся: когда-то игра состояла только из нетематического «Что? Где? Когда?», позже добавлялись такие конкурсы как Эрудит-Лото, Разминка и т.п., но сама идея, сам дух соревнований бережно сохранялись. Прежде всего, за это надо благодарить бессменных ведущих - Е.Нехаева и Б.Хейфеца. Делать «Что? Где? Когда?» для детей так, чтобы это было интересно и увлекательно, очень сложно, но этим педагогам это удается блестяще. С одной стороны, кубок может остаться развлечением школьных лет, а с другой - дать толчок для инициативы собрать свою команду уже не на школьном, а на студенческом и взрослом уровнях. Сейчас я студент I курса МГУ, и у меня есть своя команда, которая входит в международную ассоциацию клубов по спортивному ЧГК (МАК ЧГК), и все её участники провели одну или несколько игр в Клубе на Воробьевых Горах. Более того, некоторые из них продолжают выступления на «Кубке Воробьевых Гор» этого года. А интерес к этой чудесной игре зародился именно в Дворце Пионеров.
    Замечательная атмосфера, качественные, зачастую неординарные вопросы - вот то, чем запоминается «Кубок Воробьевых Гор». Бесплатная организация - тоже немаловажный момент для начинающих команд: ведь все синхронные рейтинговые турниры для студентов и взрослых являются платными. Попробовать же свои силы в игре в уютной и доброжелательной обстановке может каждый участник.
    С каждым годом команд-участник Кубка становится все больше: если три года назад, когда я начинал играть, мы с трудом набирали шесть человек, чтобы занять все кресла за столом и нередко играли в неполном составе, то сегодня не только нашу школу, но и некоторые другие активные школы представляют не одна и не две команды в разных «весовых категориях», происходит очень приятная и показательная смена поколений, передача опыта, сохранение традиций. Очень хочется, чтобы «Кубок Воробьевых Гор» не просто не прекращался, но и продолжал свое развитие, чтобы сегодняшние пятиклассники, приехавшие на первую игру отвечать на совсем еще простые вопросы через несколько лет добрались до самого высокого школьного уровня. Пожалуй, я могу выделить один недостаток, наметившийся за последние пару лет - игр стало меньше: в прошлом году для одной команды было предусмотрено лишь три игры, в этом году четыре - что тоже не очень много. Сами ведущие не раз признавались, что готовы проводить игры чаще. И желание играть есть не только у них. Я считаю, что они заслуживают помощи и поддержки.

С уважением,
Кипнис Михаил, студент I курса филфака МГУ,
капитан сборной команды гимназии №1543 в сезонах 2011-12, 2012-13, 2013-14.

Проект «Интеллектуальная игра «СТУПЕНЬКИ»

В настоящее время, когда наступает век полной компьютеризации, на первый план выходят проблемы общего гуманитарного развития личности. Гуманизация образования рассматривается как процесс, «для которого главное – личность ученика, его духовный мир, интересы, способности» (Болтянский В.Г., Глейзер Г.Д., Черкасов Р.С. «К вопросу о перестройке общего математического образования. Повышение эффективности обучения в школе» – М. 1989г.). Основной целью такого подхода является развитие личности, способной к самостоятельной творческой деятельности. Гуманистическая направленность образования нашла выражение в создании и реализации концепции развивающего обучения (Давыдов В.В., Занков Л.С. и др.).
Ребенок испытывает все возрастающие нервные и психологические нагрузки. В таком положении отказывают саморегуляции, подсознание не отключается при стрессовых ситуациях. Это ведет к быстрому росту сердечно-сосудистых заболеваний, к преждевременному старению организма и деградации мыслительных функций мозга.
Детские врачи и учителя отмечают, что уже в начальных классах дети страдают от различных неврозов, синдрома усталости и ряда других психосоматических заболеваний, связанных с нервными  и психическими перегрузками, несвойственными возрасту.
Жалобы родителей на, якобы, сложные программы и трудность их усвоения носят, в основном, чисто эмоциональный характер.
Учителя, проработавшие в школе много лет, отмечают совершенно иные причины. Основные из них таковы: падение уровня общего развития ребенка, отсутствие навыков коммуникабельности, сильно поднявшаяся планка инфантилизма, отсутствие режима дня, полное отсутствие речевой культуры и многие другие. В своей книге «Психология интеллекта» Ж. Пиаже пишет: «Будучи самой совершенной из психологических адаптаций, интеллект служит наиболее эффективным и необходимым орудием во взаимодействиях субъекта с окружающим миром, взаимодействиях, которые реализуются сложнейшими путями и выходят далеко за пределы непосредственных и одномоментных контактов, для того, чтобы достичь заранее установленных и устойчивых отношений». (Пиаже Ж. «Избранные психологические труды» М. Просвещение. 1969 г.).
Из вышесказанного следует, что, развивая интеллект, мы можем дать ребенку мощное орудие для познания окружающего мира, содержащее компоненты саморегуляции, адаптации и саморазвития. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний, легче адаптируется к внешним воздействиям, менее подвержена стрессам, устойчива к психофизическим нагрузкам, обладает навыками саморазвития и логического мышления. Получить такую личность, и есть высшая цель образования.  

Предлагаемый проект ставит перед собой главную цель:
    Развитие общеинтеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу, с формированием навыков саморазвития.
Из этой цели вытекают вполне конкретные задачи:
    Научить владеть полученной суммой знаний, применяя их в нестандартных ситуациях
    Развивать межпредметные связи, активно используя знания, полученные при изучении одного предмета в другом
    Привить навыки саморазвития, акцентируя речевую культуру, аналитическую потребность, логическое мышление
    Развить навыки саморегуляции и самоконтроля своей психофизической деятельности
    Привить интерес к познавательной деятельности
    Расширить кругозор
    Привить любовь к родному языку
    Развить коммуникативные навыки
    Активизировать различные формы мышления

Реализация целей и задач определяется формулой:
ПОЗНАНИЕ + УВЛЕЧЕНИЕ + САМОВЫРАЖЕНИЕ + ОБЩЕНИЕ + РАЗВЛЕЧЕНИЕ = ИНТЕЛЛЕКТ

Ожидаемые результаты:
•    повышение эрудиции
•    развитие навыков работы со справочной литературой
•    выработка алгоритмов мышления
•    развитие культуры речи
•    развитие логической культуры
•    выработка аналитических навыков
•    развитие творческих способностей
•    выработка коммуникативных навыков
•    приобретение навыков саморазвития

В 2016-2017 учебном году проект «Кубок Воробьёвых гор» собрал около 7000 детей (1100 команд), работало 49 Дополнительных площадок.

 

Категория: Материалы конкурса "Точки роста" | Добавил: art-edu
Просмотров: 262 | Загрузок: 49 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar